Отчет о методической работе за 2012-2013
год
Прошел
еще один учебный год. Он был для нашего коллектива насыщенным, плодотворным и
результативным. Об этом говорят итоги прошедшего учебного года. 10 наших
обучающихся с 10 августа по 2 сентября участвовали во всероссийской
патриотической конференции «Отчизны верные сыны» во всероссийском детском
центре «Орленок». Участвовали в разных соревнованиях по краеведению и туризму,
защищали свои исследовательские работы и
приехали домой с победой. Ребята
завоевали 19 дипломов и грамот российского уровня. В
ноябре-декабре начался второй муниципальный этап всероссийской олимпиады
школьников. Мы участвовали в олимпиадах по 21 предмету. У нас есть победители и призеры. Это Мустафин Айнур – по
географии и обществознанию, Тагиров Ранис – по русскому языку, Зинуров Камиль –
по географии и обществознанию, Якупова Ильгиза – по физике, Хаматрахимов Ильдар – по географии и обществознанию,
Ситдиков Артур – по географии и
обществознанию, Багауова Диана – по немецкому
и татарскому языкам, Якупов Данир
– по географии и обществознанию, Руденко Михаил по русскому языку, Лукманов Ислам по
окружающему миру, Галяветдинова Айгуль и Галяутдинова Диана по татарскому
языку. Обучающаяся 3 класса Зинурова
Гульназ стала победителем республиканского конкурса и удостоилась почетного
звания «Самый читающий ученик» Республики Башкортостан. Якупова Ильгиза, обучающаяся 9 класса приняла
участие в республиканской олимпиаде по физике. Все обучающиеся 5-11 классов
участвовали во всероссийской предметной олимпиаде «Молодежное движение», а
обучающиеся 2-6 классов приняли активное участие в международном проекте по немецкому языку
«Рюкзак с книжками». Мы получили настоящие немецкие книжки из Германии. Наша
школа была 35 станцией. До этого рюкзак с книжками побывал в Чехии,
Польше, Казахстане, Украине, во многих
субъектах Российской Федерации, и вот, наконец, рюкзак прибыл впервые в нашу республику и в нашу школу. Обучающиеся
читали книги на немецком языке, делали рисунки, переводили, сочиняли сказки,
стихи, поделки. Велся электронный дневник работы с книгами. Фотографии,
сценарии мероприятий выкладывались на странице Гете-института по адресу: http://www.goethe.de/ins/ru/lp/lhr/wet/rvb/ruindex.htm
и в блоге
учителя немецкого языка http://elvira1969.blogspot.ru/. Рюкзак с книжками пробудет в нашей школе еще
до сентября. Затем мы отправляем его дальше.
Традиционно
наша школа была в числе первых по изучению родного края. Лукманов Аскар вышел
со своей исследовательской работой в финал всероссийского конкурса
исследовательских проектов учащихся по краеведению и успешно выступил в Москве,
стал дипломантом конкурса исследовательских проектов, конкурса экскурсоводов,
художественных фотографий. Лукманова А.Г., как
руководитель научного общества, поделилась с коллегами со всей России, своим
опытом по организации исследовательской краеведческой деятельности. На
базе нашей школы был проведен районный обучающий семинар по организации исследовательской работы с обучающимися,
в котором мы поделились секретами успехов в этом направлении.
В 2012-2013 году коллектив нашей
школы продолжил работу по теме «Проектно-исследовательская
деятельность ученика и учителя – путь к повышению качества знаний, творчеству и
личностному развитию». Для её реализации были сформулированы следующие задачи:
- Совершенствовать
методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими
технологиями, моделированию мотивации достижения успеха.
- Продолжить работу с детьми, имеющими повышенные
интеллектуальные способности.
- Продолжить работу по
обобщению и распространению передового педагогического опыта.
- Совершенствовать систему
мониторинга развития педагогического коллектива.
- Пополнять методический
кабинет необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю
в работе.
В соответствии с
поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим
направлениям деятельности:
-работа
педагогического совета как коллективная методическая деятельность;
-работа
методического совета – коллективная методическая деятельность стабильной
творческой группы учителей;
-повышение квалификации,
педагогического мастерства и категорийности кадров;
-индивидуально-методическая
и инновационная деятельность – обобщение опыта работы;
-обеспечение
методической работы;
-диагностико-аналитическая
деятельность, психолого-педагогическая деятельность;
-обновление
методической оснащённости кабинетов.
Формы работы: тематические
педсоветы, методический совет, методические объединения учителей,
самообразование, открытые уроки, педагогические чтения, индивидуальные
консультации, семинары, обобщение опыта, разработка методических рекомендаций в
помощь учителю, аттестация.
В
прошедшем учебном году было проведено четыре тематических педсовета и три не
тематических педсовета, что соответствовало составленному плану методической
работы. Были проведены следующие тематические педсоветы:
- «Современный урок — основа
эффективного и качественного образования».
- «Новые воспитательные
технологии».
- «Метод проектов как
средство формирования ключевых компетентностей обучающихся ».
- «Исследовательский метод в
обучении».
Было
проведено пять заседаний методического совета, на которых рассматривались
следующие вопросы:
- Анализ методической работы
за прошлый год. Основные задачи методической службы, МО на 2012-2013
учебный год. Утверждение планов работы ШМО. Утверждение тем по
самообразованию, графиков открытых уроков, внеклассных мероприятий.
- «Самообразование – одна из
форм повышения профессионального мастерства педагогов». Организация
школьных предметных олимпиад, подготовка к районным олимпиадам. Мониторинг
учебного процесса за первую четверть. Аттестация учителей.
- «Итоги мониторинга учебного
процесса за I полугодие».
Выработка критериев результативности педагогов по инновационным
педагогическим технологиям и системы мониторинга такой работы. Участие в
муниципальном этапе предметных
олимпиад.
- «Обучение школьников приёмам
проектно-исследовательской деятельности». Работа с обучающимися,
имеющими повышенную мотивацию учебно-воспитательной деятельности. Итоги
мониторинга учебного процесса за 3 четверть. Итоговая аттестация обучающихся.
- Инструктивно-методическое
обеспечение итоговой аттестации обучающихся. Подведение итогов курсовой
системы повышения квалификации педагогических кадров за 2012-2013 учебный
год. Роль педагогической диагностики в работе учителя. О подготовке к
августовскому совещанию.
Одной из основных задач, сформулированных в результате анализа работы МО школы,
в 2012-2013 учебном году была поставлена задача совершенствования
педагогического мастерства, обучение педагогов новым технологиям.
В
результате повышения квалификации учителей повысился уровень владения педагогов
школы инновационными технологиями образования. В планировании методической
работы МО старались отобрать тот комплекс мероприятий, который бы позволил,
исходя из особенностей школы, наиболее эффективно решить проблемы и задачи,
стоящие перед ними.
На
МО обсуждались следующие вопросы:
- Утверждение плана работы на
год и рабочей программы.
- Использование новых
технологий на современном этапе обучения.
- Обсуждение тем
исследовательских работ обучающихся.
- Подготовка и утверждение аттестационного
материала промежуточной аттестации.
- Использование современных
образовательных технологий подготовки к ГИА по математике и русскому
языку.
- Создание условий для
развития способностей обучающихся.
- Использование новых
педагогических технологий при изучении предметов и внеклассной работе.
- Выступления педагогов из
опыта работы:
- Педагогические находки
учителя для повышения эффективности урока.
- Развитие орфографической
зоркости на уроках русского языка.
- Мониторинг качества
обучения школьников.
- Повышение качества
образования через внедрение в учебный процесс современных информационных
технологий.
- Совершенствование системы
работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья
школьников.
Традиционными видами работы МО школы были предметные недели. Методические объединения ставили перед собой и
более конкретные проблемы. Языковеды работают над проблемой развития устной и
письменной связной речи обучающихся, применением ИКТ на уроках русского языка и
литературы, учителя технологии, ИЗО и черчения – над проблемой активизации
познавательной деятельности обучающихся, учителя физкультуры и ОБЖ – над
проблемой здоровьесбережения, учителя истории и обществознания – над
воспитанием чувства патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины,
формированием ценностных ориентаций. Учителя начальных классов работали по
проблеме внедрения ФГОС нового поколения, занимались подготовкой программ
обучения и воспитания.
Методическая
работа в школе шла по утверждённому в начале учебного года плану и по планам
методических объединений. В 2011-12
учебном году кадровый состав школы был
следующий:
Всего
учителей
|
С
высшим педагогическим образованием
|
Со
средним специальным педагогическим образованием
|
Высшей
категории
|
Первой
категории
|
Без
категории
|
всего
|
%
|
всего
|
%
|
всего
|
%
|
всего
|
%
|
всего
|
%
|
13
|
11
|
84,6
|
1
|
15,4
|
3
|
23
|
7
|
64
|
2
|
13
|
Аттестацию прошел 1
человек на 1
квалификационную категорию, курсы повышения прошли 3 человека.
Самообразование педагогов школы многоплановое
и актуальное. Темы достаточно интересные: «Нетрадиционные формы и методы работы
на уроках», «Развитие диалогической речи на уроках… », «Способы формирования
хронологических знаний и умений», «Активизация учебной деятельности на уроке»,
«Совершенствование проектной деятельности», «Система работы по подготовке
обучающихся к ЕГЭ», «Использование компьютерных технологий на уроках…»,
«Использование интерактивных методов на уроке», «Исследовательская и проектная
деятельность учащихся» и др. По своей работе над темой самообразования
учителя-предметники отчитываются на заседаниях ШМО, выступают с сообщениями на
школьных конференциях с обобщением опыта работы. Учитель немецкого языка Руденко Э.Ф.
участвовала в конкурсе «Лучший учитель немецкого языка»,
вышла в финал и приняла участие в
работе первого всероссийского форума учителей немецкого языка в Москве. Она была награждена дипломом Гете-института
за плодотворный труд в развитии немецкого языка и благодарственным письмом за
значительный вклад в сохранение и
развитие немецкого языка в Республике Башкортостан. Более подробную информацию
можно найти по адресам: http://www.hallo-deutsch.ru/news/info/info_59.html; http://www.germanyinrussia.ru/projects/cities/14/41. За участие в проекте «Рюкзак с книжками» Руденко
Э.Ф. и её обучающиеся награждены дипломом, ребята получили сертификат об
участии и призы из Гете-института. Учитель истории Лукманова Регина Римовна
участвовала в районном конкурсе «Учитель года».
Многие учителя активно участвовали в работе межрегиональных
интернет-педсоветов, повышали квалификацию в дистанционных курсах. Руденко Э.Ф. получила удостоверение о
повышении квалификации в Академии
повышения квалификации работников образования РФ в Москве и удостоверения из
Гете –института.
В
школе ведется постоянный мониторинг использования информационно- коммуникационных
технологий в учебном процессе. Владеют
навыками системного применения ИКТ в образовательном процессе - 96,7%. Среди
форм использования ИКТ преобладают: урок с использованием презентации (80%) подготовка учителя к уроку
(76,6%), проектная деятельность совместно
с обучающимися (53,3%). Гораздо реже учителя применяют Интернет- технологии и
интерактивные занятия в кабинете информатики (10 %). Исходя из вышеуказанных
данных, можно говорить о подготовленности учителей к применению ИКТ как на
уроках, так и во внеурочной работе.
Таким
образом, в школе созданы все условия для
повышения профессионализма учителей, ведь это и является основной целью
методической работы. На следующий учебный год перед коллективом поставлена
цель:
·
непрерывное совершенствование технологии творческого развития. профессиональной
компетентности учителей школы как условие реализации цели обеспечения изменений
в структуре, содержании и организации образовательного процесса, способствующих
переходу на Федеральный государственный стандарт.
Составила
Руденко Э.Ф.
|