Школа в селе Янышево была открыта в 1911 году. С тех пор она стала центром культурной и социальной жизни не только села Янышево, но и всех близлежащих деревень и даже сел соседнего Кушнаренковского района!
Наша
маленькая сельская школа стала известной не только в муниципальном и
региональном, но и всероссийском масштабе. С 2003 года наши учащиеся семь раз
представляли Республику Башкортостан во всероссийской краеведческой
конференции и всероссийской олимпиаде по школьному краеведению в городе
Москве, в 2007 году команда
краеведов-туристов приняла участие и завоевала 2 место во всероссийском слете
среди 41 команды со всей России, в 2009 году работы 4 учащихся стали
обладателями дипломов лауреатов 1 степени во всероссийском конкурсе
исследовательских проектов в городе Обнинске
по номинациям «Русский язык», «Краеведение», «Этнография», «История».
Всего нашими учащимися завоевано 223 диплома и грамоты российского
уровня.
Трижды ученица школы Руденко Рута принимала
участие во всероссийской олимпиаде по
школьному краеведению и завоевала призовые места: в 2007 году за 3 место в 10 всероссийской олимпиаде по школьному краеведению в номинации
«Этнография» за исследование «Игра Лоренций – забытая реликвия христиан,
проживающих на территории Благоварского района РБ» была удостоена гранта Президента Российской
Федерации в поддержку талантливой молодежи в рамках приоритетного национального
проекта «Образование». Это был первый грант и в нашей школе, и в нашем районе. Затем наши учащиеся завоевали еще 3 гранта:
2008 год - Галимов Руслан за 1 место
в республиканском конкурсе
«Молодежь исследует окружающую среду» за исследование «Только содержащая
гумус почва – источник богатства, здоровья и долголетия» в номинации
«Экология», 2009 год - Руденко Рута за 1 место на всероссийской
краеведческой конференции «Отечество-2009» в номинации «Этнография» за исследование
«Игры, имеющие в своем названии слово «Фатерхен», 2009 год – Ахметзянова Алина за 3 место на всероссийской краеведческой конференции «Отечество-2009» в
номинации «Военная история» за исследование «Увековеченная память деда». Мы
считаем, что для любой школы, тем более для малокомплектной сельской,
это очень значительные показатели.
При
разработке программы работы с одаренными детьми педагогический коллектив на
первый план выдвинул проблему создания условий для оптимального развития детей.
В связи с этим в школе сложилась определенная система работы с одаренными
учащимися. В школе создана среда, предоставляющая учащимся возможность в сотрудничестве
с опытными педагогами открыть и
максимально развить все лучшее, что заложено в ребенка природой. Разработана программа работы с одаренными детьми. Намечен
конкретный план мероприятий по выполнению данной программы. Создана база данных одаренных учащихся.
Определена система выявления одаренных детей, включающая методы изучения и
тестирования учащихся, олимпиадное движение, проведение интеллектуальных
марафонов, конкурсов, основного и дополнительного образования, ежегодное
проведение творческих недель, способствующих проявлению и развитию творческой
одаренности. Работа с детьми, одаренными
в области краеведения и туризма в школе
имеет давние и достаточно успешные традиции.
Основа наших начинаний – организация
научно-исследовательской деятельности. Мы считаем, что очень важно выявить
одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, представить
нашим ученикам возможность
самореализоваться в разных областях, в том числе и в научно-исследовательской
деятельности. В школе сложилась
определенная система и накопился опыт
работы научного общества учащихся, создана единая образовательная среда с 1 по
11 класс. Подготовка к всероссийским
конкурсам идет в течение круглого года, ведь работы, представленные на
всероссийский уровень, должны соответствовать определенным критериям. Большое
значение имеет выбор темы. Она должна быть краткой, точно отражать суть
исследования, не содержать общих слов и выражений. Само исследование должно
быть актуальным. В этом конечно, большая роль принадлежит интуиции педагога,
владения им ситуацией в мире ученических исследовательских работ, чтобы из
огромного многообразия тем выбрать ту область исследования, которая будет и интересной и самому учащемуся, и
членам экспертной комиссии. Далее идет скрупулезная,
кропотливая работа по сбору материала, его систематизации, изучение научных работ по данной тематике. Ребенок, участвующий на всероссийском конкурсе, должен
быть подкован в теории, блестяще знать
свою работу, уметь отражать вопросы
развернутыми и обоснованными ответами. А это возможно лишь при условии
абсолютного владения учащимся
материалом. В ходе подготовки к
выступлению, совместно с учащимся составляется перечень возможных вопросов.
Если в первые годы количество вопросов не превышало 20-30, то сейчас их
количество достигает 100 и более разнообразных
вопросов по методам исследования, результатам, научным основам,
ходу исследования, выводам. Ведь
написать толковую работу – это еще только полдела, нужно еще уметь её
представить. Монотонное чтение написанного выступления неприятно и скучно воспринимать. Выступающий, который не может оторваться от
текста, теряет ту связывающую аудиторию
и оратора нить, которая заставляет всех присутствующих становиться во время
выступления единым организмом. А ученик, знающий свое выступление назубок не
отвлекается на чтение, он передает материл на одном дыхании, горит сам и увлекает
слушающих. Именно так и выступают наши учащиеся. Когда выступает Руденко Рута (обладатель двух
грантов, дважды стипендиатка Президента Республики Башкортостан) вся аудитория
замирает, если исследовалась игра – весь зал играет, идет речь о частушках –
поет весь зал. Вот таким и должно быть настоящее выступление, написанное и
представленное от души, пережитое самим выступающим. Большой школой для
учащихся являются занятия в научном обществе.
На занятиях нашего научного общества юные
исследователи постигают азы ораторского искусства, умения задавать умные
вопросы и отвечать на них. Занятия НОУ
проводится по плану один раз в две недели. Работа в научном обществе даёт ученикам
огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения
новых компетенций: развивает у школьников творческие способности и
вырабатывает у них исследовательские навыки; формирует аналитическое и критическое мышление
в процессе творческого поиска и выполнения исследований; даёт возможность проверить свои наклонности,
профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
воспитывает целеустремленность и системность в
учебной, и трудовой деятельности; благодаря достижению поставленной цели и
представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают
дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при
освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших
учебных заведениях.
Деятельностью НОУ управляет совет научного общества учащихся, в
состав которого входят председатель совета, 2 заместителя, научный
секретарь, советники (теоретики и
практики). Председатель совета совместно
с руководителем планируют работу НОУ. Ежемесячно проводятся заседания совета
НОУ, где обсуждаются текущие вопросы жизнедеятельности коллектива.
Разрабатываются темы для 1 года членства, 2 года и т.д. Актив НОУ является первым помощником
руководителя, координационным,
консультационным и «мозговым центром» общества. Ребят отличает
принципиальность, настойчивость, доброжелательное отношение друг к другу. Заседания совета проводятся два раза в месяц
планово, по заранее обсужденному и принятому плану. Соблюдение преемственности
– это очень важный воспитательный и образовательный фактор. Старшие
ребята, уже не первый год являющиеся
юными исследователями, берут наставничество над своими младшими коллегами.
Советники - теоретики и практики –
помогают при написании исследовательской работы. Научный секретарь помогает
правильно оформить научные тексты. У
совета НОУ есть свой печатный орган –
бюллетень «Эрудит», которая с
периодичностью 2 раза в месяц освещает жизнь и деятельность НОУ, разные
интересные события, курьёзные и поучительные истории, знакомит с секретами
научной организации труда.
Исследовательской работой
занимаются в нашей школе и учащиеся с 1 по 11 класс, и учителя. Мы считаем, что
подготовка к выступлению любого уровня, будь то школьная научно-практическая
конференция или всероссийская олимпиада, должна быть целенаправленной и
систематической. Неважно перед какой ты выступаешь аудиторией - ты должен безупречно владеть материалом. Вот
так мы и готовим своих воспитанников.
|