Наша маленькая сельская школа стала известной не только в муниципальном и региональном, но и всероссийском масштабе. С 2003 года наши учащиеся семь раз представляли Республику Башкортостан во всероссийской краеведческой конференции и всероссийской олимпиаде по школьному краеведению в городе Москве, в 2007 году команда краеведов-туристов приняла участие и завоевала 2 место во всероссийском слете среди 41 команды со всей России, в 2009 году работы 4 учащихся стали обладателями дипломов лауреатов 1 степени во всероссийском конкурсе исследовательских проектов в городе Обнинске по номинациям «Русский язык», «Краеведение», «Этнография», «История». Всего нашими учащимися завоевано 223 диплома и грамоты российского уровня.
Трижды ученица школы Руденко Рута принимала участие во всероссийской олимпиаде по школьному краеведению и завоевала призовые места: в 2007 году за 3 место в 10 всероссийской олимпиаде по школьному краеведению в номинации «Этнография» за исследование «Игра Лоренций – забытая реликвия христиан, проживающих на территории Благоварского района РБ» была удостоена гранта Президента Российской Федерации в поддержку талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Это был первый грант и в нашей школе, и в нашем районе. Затем наши учащиеся завоевали еще 3 гранта: 2008 год - Галимов Руслан за 1 место в республиканском конкурсе «Молодежь исследует окружающую среду» за исследование «Только содержащая гумус почва – источник богатства, здоровья и долголетия» в номинации «Экология», 2009 год - Руденко Рута за 1 место на всероссийской краеведческой конференции «Отечество-2009» в номинации «Этнография» за исследование «Игры, имеющие в своем названии слово «Фатерхен», 2009 год – Ахметзянова Алина за 3 место на всероссийской краеведческой конференции «Отечество-2009» в номинации «Военная история» за исследование «Увековеченная память деда». Мы считаем, что для любой школы, тем более для малокомплектной сельской, это очень значительные показатели.
При разработке программы работы с одаренными детьми педагогический коллектив на первый план выдвинул проблему создания условий для оптимального развития детей. В связи с этим в школе сложилась определенная система работы с одаренными учащимися. В школе создана среда, предоставляющая учащимся возможность в сотрудничестве с опытными педагогами открыть и максимально развить все лучшее, что заложено в ребенка природой. Разработана программа работы с одаренными детьми. Намечен конкретный план мероприятий по выполнению данной программы. Создана база данных одаренных учащихся. Определена система выявления одаренных детей, включающая методы изучения и тестирования учащихся, олимпиадное движение, проведение интеллектуальных марафонов, конкурсов, основного и дополнительного образования, ежегодное проведение творческих недель, способствующих проявлению и развитию творческой одаренности. Работа с детьми, одаренными в области краеведения и туризма в школе имеет давние и достаточно успешные традиции. Основа наших начинаний – организация научно-исследовательской деятельности. Мы считаем, что очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, представить нашим ученикам возможность самореализоваться в разных областях, в том числе и в научно-исследовательской деятельности. В школе сложилась определенная система и накопился опыт работы научного общества учащихся, создана единая образовательная среда с 1 по 11 класс. Подготовка к всероссийским конкурсам идет в течение круглого года, ведь работы, представленные на всероссийский уровень, должны соответствовать определенным критериям. Большое значение имеет выбор темы. Она должна быть краткой, точно отражать суть исследования, не содержать общих слов и выражений. Само исследование должно быть актуальным. В этом конечно, большая роль принадлежит интуиции педагога, владения им ситуацией в мире ученических исследовательских работ, чтобы из огромного многообразия тем выбрать ту область исследования, которая будет и интересной и самому учащемуся, и членам экспертной комиссии. Далее идет скрупулезная, кропотливая работа по сбору материала, его систематизации, изучение научных работ по данной тематике. Ребенок, участвующий на всероссийском конкурсе, должен быть подкован в теории, блестяще знать свою работу, уметь отражать вопросы развернутыми и обоснованными ответами. А это возможно лишь при условии абсолютного владения учащимся материалом. В ходе подготовки к выступлению, совместно с учащимся составляется перечень возможных вопросов. Если в первые годы количество вопросов не превышало 20-30, то сейчас их количество достигает 100 и более разнообразных вопросов по методам исследования, результатам, научным основам, ходу исследования, выводам. Ведь написать толковую работу – это еще только полдела, нужно еще уметь её представить. Монотонное чтение написанного выступления неприятно и скучно воспринимать. Выступающий, который не может оторваться от текста, теряет ту связывающую аудиторию и оратора нить, которая заставляет всех присутствующих становиться во время выступления единым организмом. А ученик, знающий свое выступление назубок не отвлекается на чтение, он передает материл на одном дыхании, горит сам и увлекает слушающих. Именно так и выступают наши учащиеся. Когда выступает Руденко Рута (обладатель двух грантов, дважды стипендиатка Президента Республики Башкортостан) вся аудитория замирает, если исследовалась игра – весь зал играет, идет речь о частушках – поет весь зал. Вот таким и должно быть настоящее выступление, написанное и представленное от души, пережитое самим выступающим. Большой школой для учащихся являются занятия в научном обществе.
На занятиях нашего научного общества юные исследователи постигают азы ораторского искусства, умения задавать умные вопросы и отвечать на них. Занятия НОУ проводится по плану один раз в две недели. Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций: развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки; формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований; даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности; воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности; благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Деятельностью НОУ управляет совет научного общества учащихся, в состав которого входят председатель совета, 2 заместителя, научный секретарь, советники (теоретики и практики). Председатель совета совместно с руководителем планируют работу НОУ. Ежемесячно проводятся заседания совета НОУ, где обсуждаются текущие вопросы жизнедеятельности коллектива. Разрабатываются темы для 1 года членства, 2 года и т.д. Актив НОУ является первым помощником руководителя, координационным, консультационным и «мозговым центром» общества. Ребят отличает принципиальность, настойчивость, доброжелательное отношение друг к другу. Заседания совета проводятся два раза в месяц планово, по заранее обсужденному и принятому плану. Соблюдение преемственности – это очень важный воспитательный и образовательный фактор. Старшие ребята, уже не первый год являющиеся юными исследователями, берут наставничество над своими младшими коллегами. Советники - теоретики и практики – помогают при написании исследовательской работы. Научный секретарь помогает правильно оформить научные тексты. У совета НОУ есть свой печатный орган – бюллетень «Эрудит», которая с периодичностью 2 раза в месяц освещает жизнь и деятельность НОУ, разные интересные события, курьёзные и поучительные истории, знакомит с секретами научной организации труда.
Исследовательской работой занимаются в нашей школе и учащиеся с 1 по 11 класс, и учителя. Мы считаем, что подготовка к выступлению любого уровня, будь то школьная научно-практическая конференция или всероссийская олимпиада, должна быть целенаправленной и систематической. Неважно перед какой ты выступаешь аудиторией - ты должен безупречно владеть материалом. Вот так мы и готовим своих воспитанников.